О богослужениях

Центр жизни христианской Церкви сосредоточен в богослужении. Храмы, священники, службы. Возникает вопрос — зачем это все? Нужно ли Богу таковое служение? Скажем так: богослужение в его исторически определенной форме нужно в первую очередь нам, членам Церкви. Но и Богу, дабы Он мог действовать в мире, наше служение необходимо. Любовь и уважение Господа к человеку таковы, что Он добровольно ограничил Свое всевластие. Ведь главное свойство человека как образа Божия — свобода. Творец дал человеку возможность выбирать: быть с Богом или вне Бога. И в этом контексте наше служение Богу есть знак того, что мы себя свободно вручаем в Его волю; мы осознанно просим Его благого вмешательства в нашу жизнь. Наше участие в богослужении — это призыв к Богу действовать, призыв к общению с нами.

В Церкви совершаются многообразные богослужения. Остановимся на самых основных понятиях. В Церкви есть общественные богослужения, и частные. Главным общественным богослужением Церкви Христовой является Литургия (греч. «leiturgia», от «leos» — «народ» и «ergon» — «дело, служение»; «служение народа» или «служение для народа»). Во время Литургии происходит главное событие бытия Церкви – Евхаристия (греч. «eucharistia», то же, что причащение). Так же к общественным богослужениям относятся службы суточного круга – вечерни, полунощницы, утрени, часы и др., которые, по сути дела, являются молитвенной подготовкой к Литургии. Общественные богослужения проходят, как правило, непосредственно в помещении храма.

Частные богослужения могут быть совершаемы как в храме, так практически в любом другом благообразном месте. Служат частные богослужения по просьбам членов Церкви, «по требованию», по обстоятельствам, поэтому и называются требами. Совершителями треб является священник. Чинопоследования треб содержатся в требнике – специальной богослужебной книге.

Общественные православные богослужения делятся на три «круга».

Суточный круг богослужений — службы, приуроченные к различным часам суток.

Суточный круг богослуженийПолунощница. Эта служба, как и следует из ее названия, должна совершаться в полночь. Но по распространенному обычаю часто совершается ночью или рано утром перед утреней. Полунощница совершается: в подражание бдению ангелов, непрестанно славословящих Бога, в воспоминание того, как Господь наш, идущий на страдания, в полуночи молился в Гефсиманском саду, в воспоминание Воскресения Христова, а также, чтобы мы всегда были готовы к дню Второго Пришествия Христова, которое свершится в полуночи и дню Страшного Суда, как и поет Церковь: «Се Жених грядет полунощи и блажен раб, егоже обрящет бдяща…» .

Утреня. Совершается ради наставшего дня, за который человеку следует благодарить Господа, даровавшего нам свет вещественный и просвещающего наши души светом веры и благочестия. Содержит песнопения в честь празднуемого святого или события и из службы дня седмицы. По характеру Утреня — служба хвалебно-славословная, служба радостного подвига.

1-й час. По привычному для нас счету времени это 7 часов утра. Обыкновенно 1-й час соединяется с Утреней и следует сразу за ней. Им начинается день и он приносится вместе с Утреней как дар и жертва хваления Господу. При совершении службы 1-го часа Церковь с благоговением размышляет о том, как Спаситель в 1-й час дня был веден в претор от Каиафы к Пилату — Благодетель, связанный, будто злодей. И как Судия всего мира был беззаконными оболган и неправедно осужден.

3-й час. Это 9 часов утра по-нашему. Третий час поем в честь Святой Троицы. Прошла четверть дня. В 3-й час дня Спаситель был судим Пилатом и претерпел бесчисленные поругания, заушения и муки, в 3-й час дня иудеи обвинили Спасителя нашего и положили убить Его, в 3-й час снисшел на Апостолов Дух Святый.

6-й час. Шестой час — это полдень, середина дня. В 6-й час дня Христос Спаситель наш был веден на Голгофу и распят. И была тьма по всей земле.

9-й час. По нашему счету времени это 15 часов дня. В девятый час дня Господь наш Иисус Христос, страдая на Кресте нашего ради спасения, предал Богу Отцу Душу Свою пресвятую. Тогда вся земля потряслась, камни распались, гробы отверзлись и, в знамение всеобщего нашего воскресения, многие телеса усопших восстали. Смертию Господнею умертвилась смерть, Спаситель освободил наши души от уз диавольских.

Вечерня. С вечера начались дни мира (Бытие. глава 1), поэтому службой вечерни начинается церковное богослужение каждого дня. Совершается по уставу в 12-м часу дня (по-нашему в 18 часов). Мы славословим Создателя за то, что Он сподобил нас достигнуть вечера, за прожитый день. Воспоминается Сотворение мира, ветхозаветные времена. Вечерня содержит также песнопения в честь празднуемого святого или события и из службы дня седмицы. Характер вечерни — мирно-покаянный.

Повечерие. По переводу с греческого языка, повечерие — это служба после ужина. Мы просим благословения на наступающую ночь. Сон есть подобие смерти, и служба перед сном напоминает о ней. В молитвах повечерия мы просим Господа, чтобы Он сподобил нас прейти наступающую ночь без вреда от злых духов.

Божественная Литургия. Литургия есть таинство. В ней не только возносятся молитвы и песнопения Богу, но и приносится бескровная жертва за спасение людей, совершать это богослужение может только священник. За Божественной Литургией свершается Таинство Причащения. Именуется эта служба еще Евхаристией (благодарением), так как, это великий дар Любви Божией роду человеческому, за который мы благодарим Спасителя. Божественная Литургия — это взаимное общение Бога и людей в любви и в Приобщении Святых Таин.

Седмичный круг богослужений — службы по дням седмицы.

Седмичный круг богослужения

  • Неделя(Воскресенье) — этот день посвящен Воскресению Христову
  • Понедельник — Церковь прославляет Небесных сил бесплотных
  • Вторник — посвящен святому пророку и Предтече Господню Иоанну
  • Среда и Пятница — воспоминание Креста Господня
  • Четверг — посвящен святым Апостолаи и святителю Николаю Чудотворцу
  • Суббота — празднование Всем святым и поминовение усопших

Молитвословия и песнопения в честь Пресвятой Богородицы полагаются на каждой службе во все дни седмицы. Преимущественно же, Матерь Божия прославляется в воскресенье, среду и пятницу, когда полагаются службы Кресту Господню.

Годовой круг богослужений — богослужения по дням года.

Годовой круг богослужений включает в себя подвижные (связанные с Великим Постом и Пасхой Господней) и неподвижные в году праздники. Круг этот начинается с 1 сентября, в которое Церковь празднует начало Индикта или Церковное Новолетие. Дни года подразделяются на дни непраздничные, праздники великие, средние и малые.