Сретение Господне

Тропарь праздника
Ра́дуйся, Благода́тная Богоро́дице Де́во,/ из Тебе́ бо возсия́ Со́лнце Пра́вды — Христо́с, Бог наш,/ просвеща́яй су́щия во тьме./ Весели́ся и ты, ста́рче пра́ведный,/ прие́мый во объя́тия Свободи́теля душ на́ших,// да́рующаго нам воскресе́ние.

Кондак праздника
Утро́бу Деви́чу освяти́вый Рождество́м Твои́м,/ и ру́це Симео́не благослови́вый,/ я́коже подоба́ше, предвари́в,/ и ны́не спасл еси́ нас, Христе́ Бо́же,/ но умири́ во бране́х жи́тельство // и укрепи́ лю́ди, и́хже возлюби́л еси́, Еди́не Человеколю́бче.

Величание Сретению Господню
Велича́ем Тя, Живода́вче Христе́, и чтим Пречи́стую Ма́терь Твою́, Е́юже по зако́ну ны́не прине́слся еси́ в храм Госпо́день.

Сретение Господне

Сретение Господне — один из великих праздников, отмечаемый Церковью Христовой, названный так потому, что в этот день Богомладенец Иисус Христос был встречен («сретение» — по-старославянски означает «встреча») в храме святыми Симеоном и Анною пророчицею (Лк. 2:22-40).

По закону Моисееву (Левит. 12:1-8), женщине, родившей младенца мужского пола, в продолжение 40 дней было запрещено входить в храм Божий. На сороковой день после рождения мать приходила в храм с младенцем, чтобы принести Господу благодарственную и очистительную жертву — «пару горлиц или двух молодых голубей».

Пресвятая Дева, Матерь Божия, не имела нужды в очищении, ибо неискусомужно родила Источник чистоты и святости, но по глубокому смирению Она подчинилась предписанию закона.

В то время жил в Иерусалиме праведный старец Симеон. И был на нем Дух Святой. Ему было откровение, что он не умрет, пока не увидит обещанного Помазанника Господня.  По внушению свыше, благочестивый старец пришел в храм в то время, когда Пресвятая Богородица и праведный Иосиф принесли туда Младенца Иисуса, чтобы исполнить повеление Закона. Богоприимец Симеон взял Богомладенца на руки, и благословив Бога, изрек пророчество о Спасителе мира: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк. 2:29-32)

Иосиф и Мария с изумлением слушали Симеона. Он благословил их и обратился к Марии: «Вот лежит тот, из-за которого многие в Израиле падут и многие встанут, и твою душу тоже меч рассечет. Он станет знаком Божьим, против которого восстанут многие и тем откроют свои тайные помыслы». (Лк. 2:35).

В храме была также 84-летняя вдовица Анна пророчица, дочь Фануилова, из племени Ашера, «которая не отходила от храма, постом и молитвой служа Богу день и ночь». Она подошла к ним и благодарила Бога. И всем, кто ждал свободы для Иерусалима, она рассказывала о младенце. (Лк. 2:37-38).

По преданию, Симеон был одним из 72 учёных толковников-переводчиков, которым египетский царь Птолемей II (285-247 годы до н.э.) поручил перевести Священное Писание с еврейского на греческий язык (Септуагинта).Когда святой Симеон переводил книгу пророка Исайи и прочитал слова «Се Дева во чреве приимет и родит Сына» (Ис.7:14), он подумал, что это явная описка и вместо «Дева» должно стоять «молодая женщина», и посчитал своим долгом исправить текст. Но ангел Господень остановил руку святого Симеона и уверил его, что он не умрёт, пока не убедится в истинности пророчества Исайи.

Так и случилось: в 40-й день по рождении Симеон увидел Спасителя, узнал Его, взял на руки, отчего и назван Богоприимцем, прославил Бога: «Господи, теперь Ты отпускаешь меня из этой жизни в будущую, как обещано Тобою мне, и я теперь умру спокойно, потому что собственными глазами видел Спасителя мира». Предсказал его страдания и смерть и затем вскоре умер, прожив всего 360 лет. Частица мощей св. Симеона хранится в Покровском соборе Пантелеймонова монастыря на Афоне.Святая Анна, это была 84-летняя старица-вдова, жившая только 7 лет в замужестве и затем посвятившая себя Богу, проводившая день и ночь в молитве. По указанию Духа Святого, она узнала Младенца-Спасителя, прославляла Бога, даровавшого людям Спасителя, и говорила о Нем всем ожидавшим явления Мессии. За святость жизни и за проповедь о Спасителе св. Анна называется пророчицею.

Установление празднования Сретении Господня в числе двунадесятых праздников произошло в 544 году. В 528 году, при императоре Юстиниане (527 — 565), Антиохию постигло бедствие — землетрясение, от которого погибло много народа. За этим несчастьем последовало другое. В 544 году появилась моровая язва, уносившая ежедневно по несколько тысяч человек. В эти дни всенародного бедствия одному из благочестивых христиан было открыто, чтобы празднование Сретения Господня совершать торжественнее. Когда в день Сретения Господня было совершено всенощное бдение и крестный ход, эпидемия в Византии прекратилась. В благодарность Богу, Церковь установила праздновать Сретение Господне торжественнее.

Значение праздника для христиан

Сретенье – означает «Встреча». Храм — это место встречи человека и Бога, место, где происходит нечто очень важное. Именно в храм пришла Дева Мария и принесла Младенца и именно там святой старец, олицетворявший своей жизнью и возрастом ветхозаветную религию, во всеуслышание засвидетельствовал, что на руках у него Спаситель, что начинается новая жизнь.

События этого праздника так или иначе говорят, что и Израилю пришлось заплатить ту же цену, что некогда заплатили египтяне. Народ, спасенный когда-то ценой крови, завершает свою историю рождением Истинного Сына Израиля, Первенца своего рода, Которому суждено отдать Свою жизнь за людей, порабощенных злом.

Принесение Богомладенца в храм и свидетельство Симеона для христиан — это не просто исполнение обряда, но еще и встреча. Встреча Израиля с явившимся Спасителем, встреча пророчества с его исполнением, встреча Ветхого Завета с Новым. Встреча, свидетельствующая о «передаче власти», о том, что ветхое отныне будет угасать и уходить, а новое вступать в полноту прав. Даже ученики Иисуса не сразу поняли, что Иисус – Мессия, но старец, олицетворяющий Ветхий Завет, знал это с самого начала.

Но все это не просто так. И события спасения Израиля из плена и жертвоприношение за Младенца Христа и тем более Крестная смерть Спасителя — все это говорит о той цене, что заплачена за саму возможность исповедовать истинную веру. Поэтому апостол Павел напоминает христианам: «Вы куплены дорогою ценою. Поэтому прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые — Божьи».

Статья взята с сайта храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах.