Священство (хиротония)

Та́инство свяще́нства – таинство, в котором через святительское (архиерейское) возложение рук на правильно избранного нисходит Святой Дух и человек получает особую благодать Святого Духа для священного служения Церкви Христовой. Это Таинство совершается только над лицами, избираемыми и посвящаемыми в священнослужители.

Хиротония

Степеней священства три:

  1. Диаконы — «служат», помогают епископам и священникам совершать священнодействия (сами их совершать не могут).
  2. Пресвитеры (иереи или священники) — совершают уставные богослужения, шесть Таинств и менее значительные священнодействия, учат народ Слову Божию и руководят духовной жизнью доверенной им паствы.
  3. Епископы (архиереи) — совершают все священнодействия, которые могут совершать священники, и, к тому же, совершают Таинство Священства и возглавляют Поместные Церкви или входящие в них Епархии, объединяющие различное количество приходов, руководимых священниками.

Посвящение в эти степени церковной иерархии совершается после прохождения низших степеней клира, которые являются как бы приготовительными. К лицам низших степеней клира (церковнослужителям), принадлежат: чтец, певец (свещеносец) и иподиакон.

Совершается Таинство священства, называемое еще рукоположением и хиротонией (греч. «возложение рук»), на литургии, только над лицом мужского пола, православно верующим, состоящим в первом браке или принявшим монашество, и не имеющим в предыдущее время жизни тяжких грехов, не допускающих рукоположение (что выясняется духовником). В диакона рукополагается мирянин или церковнослужитель, а в сан священника может быть рукоположен только уже состоящий в сане диакона. Епископ рукополагается собором (совместным совершением таинства) не менее, чем двух архиереев.

Разница между епископами, священниками и другими священнослужителями состоит в полноте Благодати. Всю полноту Апостольской Благодати, полученной ими от Господа Иисуса Христа, имеют Епископы Церкви, как полноправные преемники Апостолов. Епископы, поставляя пресвитеров (священников) для священнослужения, передают им часть апостольской Благодати, достаточную для совершения шести Таинств (кроме Хиротонии) и других священнодействий.

Все лица, прошедшие через Таинство священства, составляют Церковную иерархию. Принявшие Божественную благодать в Таинстве священства через рукоположение передают ее вновь посвящаемым. Образуется некая цепочка рукоположений. В Православной Церкви эта цепочка простирается от наших дней до самих апостолов, а через них к Самому Пастыреначальнику Христу, нигде не прерываясь.